Дом в Москве, расположенный в Хорошевском районе по адресу улица Гризодубовой, 2. Входит в жилой комплекс «Гранд-Паркъ». Название связано с необычной формой здания, образованной двумя дугами разного радиуса, и имеющей сходство с наполненным ветром парусом. Жители окрестных домов, журналисты и архитектурные критики также сравнивали здание с китом, улиткой, каплей, палитрой, волной или ухом.
Форма «Паруса» образована дугой, плавно переходящей в окружность, причём по краям здание имеет меньшую ширину, чем в центральной части. Уборевич-Боровский признавался, что форма здания была отчасти подсмотрена в очертаниях дубайских гостиниц, но её реализация в формате жилого здания потребовала совершенно иного подхода. Ниже уровня земли расположена двухъярусная парковка на 262 автомобиля, 2 первых этажа 5-секционного здания занимают вестибюли и помещения общественно-делового назначения, выше находятся 22 этажа с 272 квартирами общей площадью 29 тысяч м?. Из-за нестандартной формы здания были разработаны 22 отдельных плана. Квартиры в торцевых секциях «Паруса» получили просторные террасы — зимние сады. Ритм фасада задаёт горизонтальное членение лоджий и окон, акцентом служит остеклённый участок, выступающий на северном фасаде и западающий на южном. «Парус» служит центром архитектурной композиции микрорайона, включающего жилые здания, торгово-развлекательный центр, ледовый дворец и другие объекты. Часть оригинальных архитектурных решений не вошла в окончательный проект «Паруса». В здании планировалось прямоугольное отверстие-арка, через которое проходил луч второй взлётной полосы бывшего аэродрома, на противоположном конце которой должен был разместиться комплекс Национального музея авиации и космонавтики. От сквозного отверстия пришлось отказаться по настоянию инвестора, на его месте остался рельефный выступ, выделенный красным стемалитом. Из-за требований пожарной безопасности архитекторам также пришлось отказаться от вторящего силуэту здания стилобата, где планировалось разместить офисные помещения. Оригинальный проект предполагал открытые балконы на торцах здания, которые обеспечивали бы игру света и тени, но заказчик предпочёл отказаться от организации водостоков и настоял на остеклении. Первоначально архитекторы планировали совершенно гладкий оштукатуренный фасад с окнами одинаковой глубины, но инвестор решил включить лоджии в площадь квартир, из-за чего окна в разных частях здания получили разную глубину, и настоял на облицовке здания керамическим гранитом. Необычная форма «Паруса» потребовала нестандартных технических решений. В зданиях традиционной формы подъёмные механизмы лифтов и вентиляционные шахты размещаются непосредственно под крышей, при строительстве «Паруса» для инженерных сетей были сооружены 2 полых дугообразных канала, повторяющие контуры дома. Кроме того, архитектурное решение привело к ряду проблем в эксплуатации. Жители квартир, окна которых выходят на торцы здания, жаловались на сложности при проветривании, обусловленные специфической аэродинамикой (потоки воздуха в этой части дома движутся не внутрь помещений, а наружу). Из-за невозможности эффективной очистки крыши зимой управляющая компания вынуждена огораживать покатую сторону здания на 30—40 метров, чтобы обезопасить прохожих и автомобили от сходящих с крыши снежных лавин, а во время весеннего потепления подтаявшие пласты слежавшегося снега и льда соскальзывают с карнизов на стеклянные крыши зимних садов, повреждая их.
Над проектом «Паруса» работал авторский коллектив ГУП МНИИП «Моспроект-4» под руководством Андрея Бокова. Главным архитектором проекта выступил Борис Уборевич-Боровский, архитекторами — Сергей Нарольский, Алексей Николашин, Татьяна Зайцева, Наталья Овсянникова и Владимир Беспалько при участии Н. Мушкаровой и Ирины Шумаевой. Инженерные задачи в проекте решали А. Егорова и конструктор Т. Гусакова при участии Н. Короленко и А. Фёдоровой. Инвестором проекта выступили «Мосфундаментстрой-6» и компания «Интеко», заказчиками строительства — «Москапстрой» и «Тукс-2», генеральными подрядчиками — строительные компании «Стратегия» и «ДСК-3».
Фотографии
Видео