Дом авиаторов на Беговой улице (также известен как «Дом-сороконожка», «Дом-осьминог», «Дом на ножках») — 13-этажный 299-квартирный панельный жилой дом оригинальной планировки в стиле брутализма. Построен в 1978 году по проекту архитектора Андрея Меерсона как гостиница для будущей Олимпиады-80, однако был заселён работниками авиационного завода «Знамя Труда». Главная особенность постройки — 40 железобетонных опор-«ног», поднимающих первый этаж на уровень четвёртого.
Строительство «дома на ножках» по проекту архитектора Андрея Меерсона началось в 1973 году. Изначально его планировали построить на берегу Химкинского водохранилища рядом со станцией метро «Водный стадион» под гостиницу. Так возникла идея разместить дом на железобетонных опорах: это позволило бы оживить пространство у водоёма, не нарушая естественной циркуляции воздуха. Однако впоследствии городские власти решили перенести сооружение на территорию одного из главных въездов в Москву — на Беговую улицу, неподалёку от Ленинградского проспекта. Это место до начала строительства можно увидеть в фильме Ролана Быкова «Семь нянек», вышедшем в 1962 году. По плану высотность дома должна была составлять 16 этажей, но затем их число сократили до 13 плюс два технических этажа и опоры, соразмерные уровню четырёх этажей. Несмотря на смену места, дом всё же решили строить на опорах: согласно распространённой версии, это было сделано для создания «эффекта сквозняка», чтобы в помещениях не скапливались выхлопные газы от интенсивного движения на Ленинградском проспекте. Строительство завершилось в 1978 году: это был первый жилой дом в СССР с применением монолитного железобетона. От идеи гостиницы решили отказаться по техническим причинам и квартиры в новом доме получили работники авиационного завода «Знамя Труда» — отсюда название «Дом авиаторов». На 2018 год здание используется как обычный жилой дом.
«Дом авиаторов» насчитывает 13 жилых и два технических этажа (нижний — под опорами, верхний — между последним жилым этажом и крышей). Длина здания составляет 130 метров, фасад разбит на три широкие секции. Сорок железобетонных опор-«ног» (по 20 пар) в нижней части дома сужаются книзу настолько, что в нижней части их могут обхватить два человека. Из-за этого создаётся иллюзия неустойчивости постройки, хотя на самом деле опоры и основание дома выполнены из монолитного железобетона. Основание имеет трапециевидную форму и крепится на 20 брусьев, расположенных непосредственно над «ногами». Свободное пространство под опорами жители дома используют для парковки автомобилей. Жилые этажи собраны из стеновых панелей. В период, когда велось строительство, возможности для архитектурных решений были ограничены едиными стандартами строительных изделий заводского изготовления. Меерсон использовал серийные панели и наложил их внахлёст одну на другую. В результате «дом на ножках» визуально расширяется кверху, а его отделка внешне напоминает чешую или черепицу. Иллюзия «игры мускулами», свойственная архитектуре брутализма, перекликается с эстетикой московского художественного андеграунда 1970-х годов. По фасаду дома расположены три подъезда. Они вынесены за пределы основного строения и соединяются с ним через лестничные марши и лифтовые шахты. Окна подъездов напоминают по форме бойницы и сохраняют элементы изначальной деревянной опалубки. Лестничные клетки сообщаются с этажами с помощью наружных незадымляемых переходов. К лифтовым холлам через открытый переход присоединены эвакуационные лестницы, заключённые в овальные бетонные шахты. Кровля дома мягкая, плоская, оборудованная системой внутреннего водоотвода. В то же время на ней отсутствуют защитно-улавливающие решётки, из-за чего козырьки лоджий приходится очищать от снега и наледи в зимний период.
Фотографии
Видео